220113, РБ, г. Минск, ул. Мележа, 1, офис 406    Тел.: +375295333331, +375295333337, +375293771771 Факс: +375172684927 e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. skype: reftermotrans

ВЕЗЁМ В НУЖНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ И ТОЧНО В СРОК!    РАБОТАЕМ БЕЗ ВЫХОДНЫХ!

Новости
  • Register

Шиманский К.А

Канд. эк. наук, доцент 

КАЧЕСТВО  УСЛУГ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: ПОКАЗАТЕЛИ, ОЦЕНКА 

 

1. Понятие и показатели качества услуг автотранспортных предприятий

 

Услуга - это не создающая материальных благ деятельность по удовлетворению потребностей отдельных лиц и общества в целом. Международный стандарт ISO 8402-86 дает следующее определение: услуга - это результат деятельности или процессов (услуга как нематериальная продукция); деятельность или процесс включает предоставление услуги. Таким образом, услуга - это деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, выраженных в форме спроса, которая не сводится к передаче права собственности за некоторый материальный продукт.

Качество продукции, работ и услуг можно определить как совокупность свойств продукции, работ и услуг, обусловливающих их пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Покупатель считает качественными продукцию, работы, услуги, которые отвечают условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять их.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если, например, необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе - «относительное качество», «мера качества»).

Основное место в оценке качества продукции или услуг отводится потребителю, а стандарты, законы и правила (в том числе и международные) лишь закрепляют и регламентируют прогрессивный опыт, накопленный в области качества.

Следовательно, качество как экономическая категория - это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре, работах, услугах.

Транспортная услуга, как таковая, относится к сфере материального производства. Не преобразовывая непосредственно сырье и материалы, транспорт создает потребительную стоимость. Транспортная услуга является конечным процессом материального производства и одновременно начальным этапом производственного или конечного потребления.

В настоящее время под транспортной услугой понимается непосредственно перемещение грузов в пространстве, а также любая операция, не являющаяся движенческой, но обеспечивающая его подготовку и осуществление, а именно: упаковка и маркировка грузов, их пакетирование, промежуточное хранение, предоставление грузовладельцу необходимой информации и т. п.

Таким образом, основной вид транспортной услуги - это перевозка грузов, но, как правило, она сопровождается предоставлением целого комплекса дополнительных услуг.

основной вид транспортной услуги - это перевозка грузов

 

К основным транспортным услугам относятся:

 

  • перевозка грузов, почты;
  • погрузочно-разгрузочные операции (погрузка, выгрузка, перегрузка и т.д.);
  • хранение грузов;
  • подготовка транспортных средств к перевозке грузов;
  • предоставление перевозочных средств на условиях аренды, проката;
  • транспортно-экспедиционные и дополнительные операции, по обслуживанию предприятий, организаций, населения;
  • перегон новых и отремонтированных перевозочных средств.

 

Все виды материальных услуг могут выполняться только при обеспечении нематериальных услуг, которые сопутствуют физическому распределению. К ним можно отнести маркетинговые, коммерческие, информационные услуги, услуги страхования и др.

В силу того, что транспорт, являясь сферой материального производства, не производит вещественной продукции как таковой, транспортная услуга имеет ряд специфических особенностей:

 

  1.  транспортная услуга является продолжением процесса производства в сфере обращения; процесс производства заканчивается в момент передачи продукции ее потребителю. Сама по себе транспортная услуга существовать не может, она обязательно обеспечивает коммерческую деятельность нетранспортных предприятий;
  2. услуга не может существовать вне процесса ее производства, а значит, нельзя сформировать запасы услуги;
  3. предоставление услуги - это продажа процесса труда, а значит, качество услуги - это качество ее выполнения, т. е. качество труда;
  4. потребительная стоимость услуги возникает при строгом соблюдении временных ограничений, направления движения товара и других условий, что сужает возможность ее конкурентной замены;
  5. спрос на услуги подвержен резким колебаниям в зависимости от временных и пространственных параметров, транспорт не имеет ресурсов, позволяющих сглаживать неравномерности спроса.

 

Спрос на услуги конкретного вида транспорта определяется, в частности, развитием в регионе других видов транспорта, степенью их интеграции, уровнем транспортных тарифов, качеством сервиса, предоставляемого потребителям различными видами транс портных предприятий и организаций.

Выделяют два основных направления организации транспортных услуг:

  1. приспособление ассортимента предлагаемых услуг к конкретным специфическим условиям перевозки товара грузовладельцев;
  2. активное формирование потребности, а значит, и спроса на транспортную услугу.

Проблема эффективности распределения товаров и повышения уровня качества транспортного обслуживания в условиях рыночной экономики связана с проблемой качества услуг. Только высокий уровень качества обслуживания помогает транспортным предприятиям занять и удержать экономическую нишу на рынке транспортных услуг. При этом высокий уровень сервиса и эффективности обслуживания должен сопровождаться соответствующим уровнем материально-технического обеспечения, а именно: развитой системой складских и контейнерных терминалов, современной погрузочно-разгрузочной техникой, электронными средствами информации и управления.

В соответствии с законодательством, существуют следующая номенклатура основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам грузовых перевозок: 

  • показатели своевременности выполнения перевозки;
  • показатели сохранности перевозимых грузов;
  • экономические показатели.

При обеспечении высокого качества транспортных услуг возникает следующая проблемная ситуация. Транспортные предприятия и организации пытаются достичь высокого качества перевозки путем предоставления заказчикам как можно большего количества сопутствующих транспортных услуг. Однако такое комплексное обслуживание с более широким ассортиментом, чем это необходимо потребителю, существенно повышает стоимость транспортной услуги, что может значительно повысить цену перевозимого груза. Поэтому при выборе того или иного комплекса транспортных услуг следует учитывать целесообразность и выгодность их использования.

Оценка качества автотранспортных услуг

 

2. Оценка качества автотранспортных услуг

На сегодняшний момент нет эффективных количественных методов оценки качества услуг. Анализу понятия «качество» посвящены труды многих специалистов. Несмотря на преимущественное совпадение взглядов, их мнения можно разделить на две группы.

Представители первой группы считают, что качественным следует считать производство такой продукции и услуг, характеристики которых удовлетворяют конкретным требованиям, имеющим численное значение. Основные положения этой позиции следующие:

  • необходимо, чтобы качество было определено (установлено), в противном случае невозможно им управлять;
  • если требования установлены в виде численных значений, можно измерить характеристики услуги, чтобы определить их соответствие требованиям.

Представители второй точки зрения считают, что качество определяется степенью удовлетворения ожидания потребителя в отношении предоставленной услуги, а не какими-либо измеряемыми характеристиками.

Качество, таким образом, неразрывно связывается с потребностями. Например, в современных международных стандартах (МС) серии ИСО 9000 — 2000 качество определяется как степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования. Характерно, что в этом определении отсутствует слово, обозначающее носителя качества, — «объект». Здесь качество и требования связаны непосредственно. При этом стандарт, говоря о качестве, подразумевает не просто саму услугу, но и процесс ее предоставления, а понятие «требования» включает и предполагаемые потребности.

К ключевым параметрам качества транспортного обслуживания потребителей относятся: 

 

  • время от получения заказа на перевозку до доставки;
  • надежность и возможность доставки по требованию;
  • полнота и степень доступности выполнения заказа;
  • удобства размещения и подтверждения заказа;
  • объективность тарифов и регулярность информации о затратах на обслуживание;
  • возможность предоставления кредитов;
  • эффективность переработки грузов на складах;
  • качество упаковки, а также возможность выполнения пакетных и контейнерных перевозок.

Каждый из рассматриваемых показателей играет более или менее важную роль в зависимости от конкретных рыночных условий. Качество обслуживания потребителей есть результат деятельности сотрудников структурных подразделений предприятий во всех звеньях цепи поставок. Качество достигается благодаря тщательному планированию, профессиональной подготовке работников и постоянному улучшению показателей обслуживания.

К наиболее важными комплексными показателям оценки качества услуг с точки зрения потребителя можно отнести: 

 

  • окружающую среду (обстановка и интерьер офиса, оборудование, внешний вид персонала и т.д.);
  • надежность (исполнительность и доверие к результатам выполнения работ и услуг; доставка груза в нужное время и в необходимое место). Существенным фактором, влияющим на надежность, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик услуг несет ответственность за нарушение сроков доставки;
  • доступность (легкость установления связей с исполнителем). В случае, когда речь идет о транспортно-экспедиторском предприятии это может быть наличие возможности заказать транспорт или услугу экспедирования.
  • безопасность (отсутствие риска и недоверия со стороны потребителя услуг), например обеспечение сохранности груза;
  • исполнительность (гарантии выполнения услуг опытным и компетентным персоналом);
  • вежливость, отзывчивость персонала, взаимопонимание с потребителем (искренняя заинтересованность, способность понять проблемы потребителя);
  • коммуникабельность персонала (способность общаться с потребителем услуг на доступном и понятном ему языке);
  • функциональность (характеризуется продолжительностью цикла обслуживания от получения заказа до его выполнения). Функциональность характеризует способность системы обслуживания поддерживать ожидаемые сроки и приемлемую гибкость операций.

 

Цикл обслуживания (выполнения заказа) — это интервал между отправлением заказа и доставкой груза. Этот показатель необходимо рассматривать с точки зрения потребителя. Время, необходимое для завершения цикла выполнения заказа, зависит от структуры системы обслуживания. Он может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев. Циклы выполнения заказов различаются в зависимости от уровня обслуживания, типа потребителя и степени неопределенности рыночной ситуации.

Цикл выполнения заказа определяется следующими показателями:

 

  • степень удовлетворения ожиданий потребителя по времени выполнения заказов;
  • бесперебойность выполнения логистических операций;
  • гибкость логистических операций;
  •  уровень недостатков обслуживания.

 

Для обеспечения требуемого уровня бесперебойности руководству службы логистики следует:

 

  • определить минимальный срок выполнения заказа;
  • расставить приоритеты при ограниченных ресурсах;

 

Рассмотренные показатели являются основными измерителями качества обслуживания потребителей. Их определение, контроль за соблюдением и оценка позволяют определить эффективность системы обслуживания. Причем для каждого параметра имеются две величины (условные): первая характеризует ожидания потребителя, вторая - восприятие потребителя по отношению к данному параметру. Когда потребитель оценивает качество услуг, он сравнивает фактические значения параметров качества с ожидаемыми, и если они совпадают или оказываются близкими, то качество считается удовлетворительным или приемлемым.

Эффективность транспортной компании

Потребительские ожидания клиента определяются информацией об услугах, передаваемой потребителями услуг друг другу; личными представлениями клиента о качестве (его запросами, прошлым опытом); внешними источниками информации (радио, телевидение, пресса).

Одним из важных факторов логистического транспортного сервиса является цена как ожидаемая компенсация за общий набор услуг, который сервисная организация предлагает потребителю. Определить цену на логистические услуги гораздо труднее, чем цену на саму транспортировку, так как во многом цена логистических услуг зависит от восприятия клиентом всей системы обслуживания. Выбор оптимального уровня обслуживания клиентуры определяется полнотой логистических услуг и размером затрат. Решение проблемы «цена - качество» требует проработки множества вариантов и оптимизационных решений. Так, например, при повышении уровня качества сверх 70 % затраты на обслуживание растут экспоненциально, а при уровне обслуживания 90 % и выше сервис становится практически невыгодным. Экспертные оценки и расчеты специалистов показали, что при повышении уровня обслуживания от 95 до 97 % экономический эффект возрастает на 2%, а расходы — на 14%.

Для выявления рационального уровня обслуживания сопоставляют расходы, доходы и прибыль, реализуя принцип компромиссного решения, при котором фирмы достигают наилучшего соотношения между ценами и уровнем обслуживания, между расходами и доходами. Фактически процедура сводится к сопоставлению затрат, связанных с увеличением уровня обслуживания, с потерями доходов, растущими при уменьшении числа и качества услуг. В результате сопоставления находится некоторый оптимум уровня обслуживания. С повышением уровня обслуживания растут расходы, но уменьшаются потери доходов, связанные со снижением уровня обслуживания. Клиентура обычно ориентируются на «достаточно хорошее решение» - рациональное, приемлемое соотношение расходов и доходов.

В соответствии со сложившимися логистическими взглядами на качество производитель должен все свое внимание уделять удовлетворению запросов и пожеланий потребителей, для чего они должны тщательно изучаться и анализироваться.

Качество оценивается только потребителем, и поэтому должно быть поставлено в зависимость от его нужд и пожеланий. Это значит, что потребитель является участником процесса, осуществляемого производителем, и заинтересован в конечном результате, являясь главным арбитром в его оценке.